Т.С. Тимошкова

 Эссе «Я- педагог- психолог»

«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека» -
 В. Г. Белинский.

Желание быть педагогом таилось где- то внутри меня еще в детские годы, когда основной игрой чаще всего была игра в школу. А вот осознание этого пришло уже, когда встал выбор - кем быть, после окончания школы. Еще в детстве я удивлялась -  почему же взрослые не играют, ведь это так интересно, поэтому всем говорила, что буду играть всегда, даже став взрослой. Так и решено было после окончания школы – путь в педагогический институт и в дошкольную педагогику.

Дошкольное детство – это период, когда ребенок только-только начинает осваивать, познавать окружающий мир, получать первый опыт общения. Как считал Ж.-Ж. Руссо на ребенка оказывают влияние: природа, общество и люди.  Так вот, чтобы это влияние было правильным, позитивным - задача родителей и конечно педагогов.

В дошкольном возрасте считаю самое главное, чтоб ребенок был здоров  и  социально адаптирован к обществу. «Ученым можешь ты не быть. А вот здоровым быть обязан». Ведь, если у ребенка не сформированы, какие- то знания, умения, навыки, то их можно развивать и  формировать, если ребенок будет здоров. Здоровье – это самое главное в жизни человека, это  состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Ребенок может рано научиться, например, считать, что не является еще показателем высокого уровня развития, это может быть чисто механическое запоминание. Первостепенным является психическое развитие, то есть полноценное развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.  Если у ребенка будут достаточно развиты психические процессы, то и интеллектуальное развитие будет проходить более успешно.

Полноценное же психическое развитие ребенка закладывает фундамент его психологического здоровья, основой которого является развитие личностной индивидуальности. Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Поэтому в своей работе большое внимание уделяю психическому  и психологическому развитию дошкольников: провожу диагностику психического развития, психологической готовности к обучению в школе, выявление детей с повышенным уровнем интеллектуального развития; диагностику агрессивности, тревожности, уровня самооценки ребенка, особенностей внутрисемейных отношений.

Первый социальный институт в жизни ребенка – это его семья. Именно родители являются эталоном для подражания ребенка. Часто от дошкольников можно услышать: «А моя мама сказала…», «А папа так делает..». «Ребенок- это зеркало семьи: так же как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»,- В. А. Сухомлинский. Поэтому проводится консультирование по вопросам воспитания и развития детей, индивидуальное консультирование по результатам диагностики, а также по запросам как педагогов, так и родителей.

В любом деле должна быть логическая завершенность, поэтому мною проводятся  групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста: цикл занятий «Младший дошкольник», «Будущий первоклассник», «Умники и умницы».

При проведении своих занятий важным считаю создание условий психологического комфорта для детей: общение с детьми на уровне «глаза в глаза», обращение к детям по имени,  доброжелательное отношение, использование музыки, похвала ребенка за выполнение задания, каким бы не был его результат.   

Таким образом,  целью педагога - психолога является сохранение и укрепление психического и психологического здоровья воспитанников детского сада.

Как писал В. А. Сухомлинский: «Детство- это важнейший период в человеческой  жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Хочется, чтобы каждый ребенок вынес из дошкольного детства позитивный опыт  общения, положительные эмоции, радостный опыт достижений, веру в себя, свой силы- это думаю и есть миссия педагога в современном мире.

А это возможно, если взрослые не будут забывать, что все мы когда-то были детьми и  относиться нужно к детям так, как хочешь, чтобы относились к тебе, к твоим детям!

«Только тот станет настоящим учителем, 
кто никогда не забывает, 
что он сам был ребенком» - 
В.А. Сухомлинский.